Родителям на заметку
Как подготовиться к ГИА (ЕГЭ) без нервного срыва
До главного события года в жизни выпускников 9-11-х классов – ГИА и ЕГЭ – осталось не так уж и много времени. Времени до единого госэкзамена всё меньше, а напряжения – всё больше. Причём, не только среди самих школьников, но и их родителей. Как избежать излишних волнений, подготовить себя к важному испытанию и правильно распределить силы? Об этом рассказал кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии УдГУ, научный консультант гимназии К. Герда Константин Рудольфович Сидоров:
Режим дня
При подготовке к столь серьёзному событию, как ЕГЭ необходимо учитывать два главных момента: организация жизни ребёнка в семье и отношение детей и родителей к этой ситуации. Во-первых, школьникам надо обязательно придерживаться режима дня. Необходимо больше гулять на свежем воздухе. К сожалению, учащиеся сейчас мало бывают на улице, а это снижает работоспособность и не прибавляет здоровья. Во-вторых, необходимо правильно распределить время перед экзаменом: готовиться без суеты, без откладывания на завтра, планомерно, ежедневно и целенаправленно.
Любой экзамен – это огромный стресс, а тем более ЕГЭ, от которого сегодня зависит поступление в вуз, и для того, чтобы снизить тревогу, напряжённость, неизбежно связанную с ним, лучше настроиться на позитивный лад и заниматься спокойно и методично. Самое главное, чтобы перед экзаменом не было сверхперегрузок, что, к сожалению, происходит очень часто, и является основной причиной эмоциональных срывов старшеклассников. В последние дни перед экзаменом, наоборот, рекомендуется отдохнуть, погулять, отвлечься.
При подготовке к ЕГЭ надо учитывать свои возможности и индивидуальные особенности. Допустим, есть дети, которые лучше запоминают информацию в утренние часы, а есть те, кому утром трудно включиться в активную деятельность.
Как запомнить большой объем учебной информации?
Одна из главных проблем при подготовке к ЕГЭ – необходимость запомнить большое количество информации. Есть приёмы, которые на языке науки называются мнемотехника, то есть, технические приёмы запоминания. Суть их в том, чтобы использовать для запоминания материала различные способы кодирования информации: графики, схемы, чертежи, сокращённые записи и прочее. Я рекомендую завести специальную тетрадь, где можно весь объём информации сжать до каких-то обобщённых, кратких записей. Это может напоминать индивидуальный план с кратким раскрытием его основных разделов. Все зависит от изучаемого предмета и темы. Если текст большой, то без плана не обойтись, причём, плана детального. Главное, выделить в информации основные смысловые единицы. Не меньшее значение имеет и организация системы повторения. Как показали классические исследования по изучению памяти, наиболее сильные потери информации идут в первые минуты, в первые часы. Соответственно, должна выстраиваться и система повторения. Первое повторение можно организовать через 10-20 минут, второе – через 40-50 минут и т.д. Причём, это должно быть не механическое заучивание, а осмысленная работа над материалом. Когда человек думает над содержанием, это способствует более полному и глубокому запоминанию. Если материал не интересен, когда для школьника нет определённой значимости в его изучении, то информация очень быстро «стирается» из памяти. И наоборот, если школьнику предмет интересен, если он понимает, как он важен для его будущей профессиональной деятельности, то и старания в его изучении будут с его стороны и результат изучения материала будет положительным.
Безусловно, у каждого есть своя специфика памяти и свой способ кодирования информации: кому-то для запоминания важно записать информацию на бумаге, кто-то привык слушать информацию и запоминать ее на слух, для кого-то важно увидеть и запомнить информацию зрительно. В идеале при запоминании лучше использовать все «каналы» поступления информации: и зрение, и слух, и моторику.
ЕГЭ и родители
Главная проблема родителей в том, что они сами находятся в сильном эмоциональном напряжении, и оно передаётся детям. К сожалению, взрослым не всегда удаётся справиться с волнением, контролировать свои эмоции. Зачастую родители слишком требовательны, и дети под их давлением занимаются до двенадцати, до часу ночи, нарушая и сбивая свой режим. Пользы от такой работы не будет.
Я бы посоветовал родителям, прежде всего, самим правильно настроиться на ЕГЭ их детей, не создавать нервозную, напряжённую обстановку в семье, всячески поддерживать ребёнка, создать ему условия для того, чтобы он мог планомерно готовиться к экзамену. Но поддержка должна быть без крайностей: не следует брать всё на свои плечи.
Нередко при подготовке к ЕГЭ родители возлагают большие надежды на репетитора. Иногда без репетитора действительно не обойтись, особенно, когда предмет сильно запущен. Но желательно, чтобы ребёнок научился заниматься самостоятельно, это более эффективно.
К сожалению, не всегда результаты ЕГЭ оправдывают ожидания выпускников и их родителей. Если экзамены сданы не так успешно, как хотелось, не надо делать из этого трагедию. Эта ситуация должна стать стимулом для дальнейшей работы. Увы, зачастую родители высказываются весьма резко по поводу умственных и личностных особенностях своего ребёнка, обвиняют его. Это порождает не только конфликтную ситуацию, но и приводит к снижению самооценки ребенка. Такое отношение недопустимо.
ЕГЭ – это форма испытания, причём, довольно жёсткая, когда всё предельно формализовано, и по содержанию, и по времени, и поэтому является стрессовой ситуацией. Бывают слёзы, нервные срывы, недомогания, но до крайностей ситуацию доводить не стоит. Главное – правильный психологический настрой как со стороны ребёнка, так и родителей.
Еще раз о создании условий в семье
Что необходимо сделать, чтобы снизить эмоциональное напряжение своих детей в период подготовки к ЕГЭ?
Помогите своим детям в правильной организации режима дня в период интенсивных занятий: следите, чтобы они регулярно и полноценно питались, обязательно гуляли на свежем воздухе, не нарушали режима сна и отдыха.
Непосредственно перед предстоящей серьёзной работой дайте детям возможность отвлечься от интенсивных умственных занятий: пусть поспят, отдохнут, пообщаются с друзьями, займутся любимым делом. Это снизит эмоциональное напряжение, которое возрастает накануне важного экзамена.
Помните, что слово – мощное средство воздействия на детей. Они нуждаются в эмоциональной поддержке, особенно в ситуации неуспеха. Эта поддержка повысит самооценку ребёнка и поможет ему справиться с непростой ситуацией.
Значим не внешний результат (взрослые очень часто ориентированы на внешние результаты, и это же ошибочно воспитывают в детях), а результат внутренний. Прежде всего, интерес к научной проблеме, к предмету, к будущей профессии.
Важно, чтобы родители не сравнивали своих детей с другими детьми. Следует помнить, что у всех разный старт и разные возможности.
И, наконец, далеко не всегда удаётся добиться заветной цели с первого раза. Ничего страшного, если человек идёт к ней пошагово, собственными путями.